Залан кьисметдиз муьт1уьгъ тахьай мазан.

Передача Бакинского радио на лезгинском языке

А судьи кто?

Гусейн окончил среднюю школу в высокогорном ауле на юге Дагестана. Затем учился на экономиста в местном университете, по   окончании которого уехал в Москву. Это был момент, когда по стране то тут, то там, случались взрывы с жертвами. Часто в этих преступлениях оказывались замешанными выходцы с Кавказа. Используя этот факт, некоторые СМИ старались изобразить всех кавказцев, как потенциальных террористов. Затем случилась трагедия «Норд-оста», которую, к сожалению, они также использовали для этой же цели.

В один из дней той осени Гусейн договорился с другом о встрече. Друг просил помочь кое с какими расчетами в его небольшом бизнесе. Договорились встретиться у памятника А.С. Грибоедову, недалеко от станции метро «Чистые пруды». Гусейн не любил метро, поэтому решил поехать на встречу автобусом.

bea8c11fff3ae5dc4d5520bb2f3fd3d2.jpg

В день встречи, а это было воскресенье, погода стояла прохладная. Гусейн с утра надел спортивный костюм, сверху теплую спортивную куртку, взял свой рюкзак и отправился на остановку автобуса. В автобусе он сел на свободное место, рядом с женщиной, которая сразу же встала и пересела на другое место. Гусейн на это обратил внимание, но не придал особого значения.  Но, тем не менее, и дальше в переполненном автобусе к нему никто не собирался садиться. Это начало его раздражать. Чтобы не поддаваться плохому настроению, он достал наушники и стал слушать родные мелодии. Музыка незаметно перенесла его в родные горы, аул, отчий дом... Предавшись расслабленному состоянию, он «благополучно» проехал свою остановку! В момент, когда он проснулся, в автобус заходили последние пассажиры уже следующей остановки. Гусейн резко встал, схватил рюкзак, устремился к выходу, задевая пассажиров и извиняясь на ходу. Но никто его извинений не слышал, глаза тех, кому они предназначались, выражали страх и ненависть. Люди стали шарахаться от него. Похоже, парня с трехдневной щетиной и кавказской внешностью, в спешке прорывающегося через толпу, приняли за террориста. А тут еще водитель автобуса подлил масла в огонь. Он через микрофон в адрес Гусейна бросил злую шутку: «Молодой человек, рюкзак с взрывчаткой не забыли забрать?!»  

Гусейн вылетел из задней двери автобуса, словно пробка из бутылки шампанского. И, решив ответить водителю что-нибудь «подобающее», он шагнул вперед. Но автобус, чуть притормозивший вначале, резко двинулся с места и уехал… Гусейн, посмотрев на часы, понял, что опоздал на встречу. От злости и охватившего его отчаяния, он почувствовал сильное опустошение. Хорошее настроение, которое у него было несколько минут назад, испортилось вконец. Гусейн подошел к остановке и сел на скамейку.

В это время мимо проходила женщина лет 35-40, с маленькой пушистой собачкой. Собачка начала вырываться из рук женщины, возбужденно лаять и кидаться на Гусейна. «Ну что это такое? Даже собачка, почему-то, на меня лает! Ей то чем я не угодил?» - в сердцах подумал он. Женщина взяла собачку на руки, стала гладить и успокаивать ее.  «Она чувствует, что Вы чем-то сильно обеспокоены», - сказала женщина серьезным тоном, подозрительно посмотрев на Гусейна.  Он, стараясь держаться спокойно, ответил, что у него все в порядке. «Лучше скажите, как мне добраться до памятника Грибоедову?» - спросил он.  «А, а зачем вам Грибоедов?  Вы хоть знаете, кто он такой?» - тщетно стараясь скрыть свою тревогу под маской иронии, сказала она.

            Тут уже Гусейн не выдержал. «Неужели и ей кажется, что я иду взорвать Грибоедова!?» - подумал он. Взяв себя в руки, он спокойно залез на скамейку, вскинув руку, подобно Пушкину на лицейском экзамене в Царском Селе с известной картины Репина, начал с чувством декламировать: «А судьи кто?...»

f0ab3ff178fc6b03a4bf6ea5b6c121a8.jpg

То, с каким вдохновением Гусейн читал отрывок из бессмертного произведения «Горе от ума» великого поэта, заставил женщину вмиг забыть свои подозрения и тревоги. Она, опустила собачку на землю и с нескрываемым удивлением и удовольствием слушала его… Местами она повторяла с ним знакомые строки.  Даже собачка, примостившись у ног хозяйки, больше ни разу не шелохнулась, сидела как примерный слушатель. Когда Гусейн закончил читать отрывок, женщина похлопала в ладони и сказала: «Браво! Замечательно! … Вы нас простите, простите пожалуйста!»

Затем они познакомились.  Оказалось, что ее зовут Людмила Михайловна и она работает гидом, проводит экскурсии по Москве. Узнав, что Гусейн все это помнит со школы, а школа сама-то находится далеко отсюда в Дагестане, высоко в горах, она выразила свое восхищение и Гусейном и его школой. «А многие московские школьники путают Дагестан с Узбекистаном и Афганистаном, для них это далеко, очень далеко. Боюсь, что многие из них и А.С.Грибоедова – то не знают, как следует!» - сказала она с горечью.

Людмила Михайловна с удовольствием согласилась проводить Гусейна и по дороге успела рассказать про историю памятника знаменитому поэту, драматургу, дипломату, композитору и пианисту в одном лице, когда и кто его поставил...  

«Гусейн, я тебя заждался. Куда ты пропал?» - сказал друг, когда они дошли до места встречи. «Благодари этого великолепного человека, что я вообще дошел до тебя!» - ответил Гусейн, представляя другу новую знакомую.

«Вы пока поговорите, я сейчас подойду», – сказал вдруг Гусейн и отошел. Вернулся он через пару минут с красивым букетом цветов, который вручил Людмиле Михайловне. Она обрадовалась, поблагодарила его и, пожелав им добра и мира, простилась...

КВЕЗ Ц!ИЙИ ЙИС МУБАРАКРАЙ, чан хуьруьнвияр!!!

Куь к1валера берекатар хьурай! Куьн экуь, бахтлу уьмуьрдин иесияр хьурай!  5ae14e5e4ea7d2046b4e782cc90630a4.jpg


Фото:

Скончался Дарвин Велибеков...

С ПРИСКОРБИЕМ СООБЩАЕМ О СМЕРТИ ИЗВЕСТНОГО ЛЕЗГИНСКОГО ХУДОЖНИКА, НАШЕГО СЕЛЬЧАНИНА, ДАРВИНА ВЕЛИБЕКОВА.....

Дарвин Велибеков был истинным патриотом своего народа! Это тяжёлая утрата для всей лезгинской культуры.

(Похороны завтра, 19.12.2017 г. в 13.00. Проститься с ним можно в мечети ТЕЗЕПИР г. Баку)

a37b254c48f09276dd36d30b97c32b70.jpg





Фото:

Стихи для Алии

По ссылке ниже найдите стихотворение посвященное нашей прославленной певице Алии известным лезгинским поэтом Сажидином Саидгасановым

АЛИЯ

Миллет на Лезгинском языке. Гость: Асланджи Шахбанов

618adb20582b7dfb270aeb66904820d5.jpg

На передачу канала ННТ пригласили нашего сельчанина Шахбанова Асланжи Варидиновича . Приятного просмотра. Нажмите ниже.

АСЛАНЖИ ШАХБАНОВ





Фото:

Селиман гьахъ

     Селим т1вар-ван авай уст1ар - прораб я. Ам к1валер эцигдайла герек къведай гьар жуьре материалрин хъсан-писвиликай, к1валин къенепата ва хъецелай авуна к1андай к1валахрикай, къиметрин багьа-ужузвилерикай, шегьерда авай гзаф уст1аррин устадвилин дережайрикай, са гафуналди, вири крарикай хабар авай кас я. Адан къвалав к1валер эцигиз куьмек к1андай гзаф инсанар къведа. Ахьтин дуьшуьшар жеда хьи, са бязибуру, Селиман гъиле авай к1валах куьтягь жедалди, сад-кьве варз гуьзетни ийида. Мадни лагьайт1а, Селим, дуьз ацукьун-къарагъун, къуни-къуншийрин, ярар- дустарин ва маса чир - хчиррин арада еке гьуьрмет авай кас я.
   
  8009f56055a5ad6c7ed2ac1026f70216.jpg    Са зур йисан вилик Селиман патав, багьа иномаркада аваз, ухшардиз вичелай яшдиз са кьас т1имил тир, итим атана. «Вичин т1вар Рабадан я» - лагьана таниш хьана.Ахпа вичин дердиникай хабар гана. Вичиз шегьердин Кяхулай т1вар алай поселокда к1вал эцигиз к1анзава, лагьана. Ада, поселокда эцигнавай са шумуд к1валериз килигайдалай кьулухъ, к1валерин иесийрихъ галаз рахайдалай кьулухъ, абурун меслятдалди вич Селиман къвалав атайди эхтилатна. Вичихъ к1валин проектни авай ч1ал ада Селимаз хабар гана.Селим, атай мугьмандин машинда акьахна чкадал фена, проектдихъ галаз таниш хьана. Ахпа и касдиз к1вал эцигун вичивай хивез къачуз жедайди, лагьана. Къиметрин патахъай рахана, кьве падни рази хьана, гъилер яна. Эхирдай и касди вичиз мад са т1алабун авайди малумарна: « Селим стха, зун маса шегьерда еке карчивилел машгъул кас я, завай гьар лагьайла иниз хквез, контрол ийиз жедач. Заз хуьре яшлу дидени ч1ехи вах авайди я. И к1валер за гьабур патал эцигзавайди я. Квез минет я, рик1ивай эгеч1а и к1валахдив ва жезмай кьван фад эцига! Пулдин патай за квез гуж гудач, вахт-вахтунда ви банкунин счетдиз рекье твада».
К1вал эцигунив Селим, гьа вичиз хас тирвал, гьевесдивди эгеч1на. Ада, вичиз ихтибар авай уст1арарни акуна, югъ-йиф лугьун тавун к1валахна, са акьван яргъал ч1угун тавуна, к1вал эцигна. К1вал эцигдай вахтунин мензилда, Рабадан садра Махачкаладиз ахкъатна. Селиман к1валахдин еридиз ва йигинвилиз килигна, рази яз хъфена. Гила, к1вал эцигна бегьемна лагьай паям агакьай Рабадан, мад хтана. К1валерин вири патарихъай халис иеси хьиз килигай Рабаданаз ц1ийи к1валер аяр акурди Селима кьат1ана. Ада  Селимаз вичин машиндаваз фена, шегьерда авай са ресторанда ацукьна, нисинин фу т1уьн теклифна. Фу т1уьрдалай кьулухъ кьведани к1вал эцигай пулдин гьисабар хъувуна. Якъин хьайивал, арадал аламайди Селиман к1валахдин гьакъидин эхтилат тир. Рабадана гъил жибинда туна кисе акъудна, пул гьисабна, Селиман вилик столдал кьве гьакъидин пул эцигна. Селима вичин к1валахдин къимет кьве сеферда т1имил тирди рик1ел хкана. Рабадана вич гъавурда авай ч1ал чирна ва Селимаз и пул вичи ачух рик1елди теклифзавайди лагьана. Селима, мад сеферда вичин к1валахдин къимет т1имил тирди, вичиз дуьзвал к1аниди, вичин алакъа зегьмет галачиз атай пулдихъ авачирди, гъавурда тваз к1ан хьана. Амма и алахъунрикай хийир хьанач, Рабадан к1евиз акъвазна. Эхирни Селима «Рабадан т1вар алай касди ихьтин къадам къачун заз ажайиб к1валах жезва» лагьана зарафатдин жуьре хъуьрена, пул вичин жибинда туна. «Селим, - лагьана Рабаданни хъуьрена, а вуна - къенин йикъалди зун кьилихъ галачиз зи багърийриз ихьтин к1вал эцигна ч1угур зегьмет, и са шумуд вацра жуван гьакъидин т1вар кьун тавун - ибур к1усни т1имил ажайиб к1валахар туш! - жаваб гана Рабадана. Ахпани, к1вал къени хьайи кас, зи жибинда амай эхиримжи кепекар туш кьван, ваз гайибур!»
   
    Селимни Рабадан ресторандай экъеч1на машиндиз акьах хъувуна. Хкведай рекье, шегьердин банкунин патавай фидайла, Селима машин акъвазарун т1алабна. Ам машиндай эвич1айла, Рабаданни адахъ галаз эвич1на. И кьве кас гъилер яна, чара хъхьана. Селима банк галайвал гьерекатна, Рабадан машиндин рулдихъ ацукь хъувуна, явашдиз гьал хъувуна. «Якъин пул к1вале хуьз к1анзавач жеди. Дуьз к1валах я, банкдихъ, гьикьван хьайит1ани, к1валелай гзаф ихтибар ава» - рекье фикирна Рабадана.
   
   Селим банкунин рак1арай гьахьайла, ада жибиндай «ЛЕКИ» фондунин, балаяр галай лекьрен шикил ва «Халкь патал» кхьинар алай, гъвеч1и ч1аварган (календарь) акъудна. Ахпа ада, Рабадана гайи артухан пул, вичин са агъзур манатни винелай эцигна, ч1аварганни галаз кассадихъ акъвазнавай рушав вугана. Пул ч1аваргандаллай расчетный счетдиз вегьин т1алабна…

Примечание. ЛЕКИ - благотворительный фонд, основная деятельность которой осуществляется в ЮжДаге http://fondleki.ru/

Фото:

Преподаватель истории и грустная история.

Исамудин Шахисмаилович   вернулся в нашу школу по окончании исторического факультета университета во Владикавказе (Орджоникидзе). До университета у него за плечами были учеба в педучилище и опыт преподавания в школе.  Он всегда ходил в синем костюме, в белой нейлоновой рубашке и галстуке. Появление в сельской школе симпатичного молодого преподавателя истории с быстрой походкой, из которого энергия била фонтаном, произвело в школе всеобщую эмоциональную встряску и подъем.
 
  Помню, его первый урок в девятом классе и какое он произвел впечатление на меня, на человека, никогда особо не увлекавшегося историей. Я, как и все мои одноклассники, весь тот урок просидел с открытым ртом. Исамудин Шахисмаилович, стоя с длинной указкой в руке у большой карты мира, которая висела поверх школьной доски, провел этот урок на одном дыхании. Тот эмоциональный настрой, которым он тогда нас зарядил, могу сравнить только с одним случаем из моей жизни, когда позже в Москве, в театре одного актера слушал народного артиста С. Юрского, рассказывавшего со сцены «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Как и там, когда через пару минут я оказался одним из свидетелей сочных картин самобытной одесской жизни, так и здесь,  Исамудин Шахисмаилович превратил нас в участников средневекового театра действий в Европе. В конце урока, он, подобно гипнотизеру, выводящему аудиторию из состояния гипноза, поставив руки на колени, в полусогнутой позе и глядя в глаза ученикам, чеканно произнес свою заключительную фразу: «Ну что, мои дорогие, нравится вам такой стиль изложения?» Нам, очевидно, это очень понравилось!
3a897bae5c2ad30e0e2c86bb3cf4d45f.jpg
   Очень скоро директор школы нашел его неуемной энергии еще одно правильное применение. Он назначил его на должность организатора внеклассной работы (по совместительству). Здесь Исамудин Шахисмаилович развернулся в полную силу. Активный участник художественной самодеятельности в училище и вузе, человек, который даже успел немного поработать в ансамбле «Лезгинка», серьезно взялся за работу. Привлекая всю молодежь села, включая и самую ее неуправляемую часть, он поставил зажигательный танец под названием «Танец с саблями», который на районном смотре художественной самодеятельности занял первое место и удостоился специального приза в Махачкале. Помню какая вдохновенно приподнятая атмосфера была на репетициях, с каким увлечением ребята из подручных материалов делали «сабли и щиты». Помню рассказы участников ансамбля о том, как бурно им хлопали в Ахтах и Махачкале.  
   Многие помнят его высказывания типа «Эх, ты швед!», которые, очевидно, были навеяны историями и событиями из его предметной области.  Так он часто обращался к детям, когда что-то в их поведении его не устраивало. Или, как он зимой в коридоре школы ловил кого-нибудь из учеников в папахе из овечьей шкуры, снимая ее и, держа двумя руками над ним, тряс, приговаривая при этом: «Ты что в барашке ходишь, смотри на Исамудина Шахисмаиловича, он ведь, тоже не железный!»
Кстати, это его и сломало. Дело в том, что в следующем году зима пришла холодная, дровяные печи – буржуйки в классах не могли как следует обогреть школу, особенно холодно было в коридорах. А  Исамудин Шахисмаилович продолжал ходить без головного убора, в костюме и рубашке. Предупреждения коллег, которые сами вынужденно ходили в головном уборе и верхней одежде, он не принимал. Он приводил им слова великого полководца Суворова, который говорил своим солдатам, что «голову надо держать в холоде, а ноги – в тепле».    В ту зиму он сильно заболел. Пролежал в больницах. Пришлось пропустить много занятий. Затем и дома у него начались проблемы: разошелся с женой, умерла мать. Хотя и женился второй раз и дети появились, но психологический стресс и затяжная болезнь сделали свое дело – потух огонь в его глазах. После многих месяцев больничных, он ушел на пенсию по инвалидности и перестал преподавать.
Вот такой был человек, наш преподаватель истории Гаджимурадов Исамудин Шахисмаилович!

    Мне кажется, хорошие люди принадлежат не только себе, но и обществу. Пренебрегая собой, своим здоровьем, они лишают и нас того хорошего и замечательного, что придает их присутствие нашей жизни. При этом, общество часто не в силах что-либо изменить. Жаль.

Десять лет со дня гибели Фарида Бабаева

a89465489ae797a70dbd1f09d91abfe9.jpg
Друзья и коллеги скорбят вместе с близкими основателя Дагестанского «Яблока», погибшего от рук киллеров.

Аллагьди регьметрай!

Нажмите здесь!

Фото:

Героический труд джабинцев и Ярали буба (перевод предыдущего поста).

       

     Первые, самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. Председатель колхоза Ярали буба днем и ночью занят работой.  Степень его ответственности очень высока. Часто он и ночью не доходит до дома, а спит разложив свой овечий тулуп на большом гладком камне рядом с годеканом.  ( Позже этот камень сельчане назовут его именем - « Ярали буба къаткай къван», т.е. «камень, на котором спал Ярали буба»). Проспав от силы пару часов, он снова в деле – занят организацией сельчан по всем направлениям работ, для обеспечения фронта и  населения всем необходимым. Все трудоспособное население на фронте, остались, в основном, одни женщины, старики и дети. Но председатель ясно осознает создавшуюся ситуацию. Он чувствует: впереди тяжелые  времена и если проявить слабость, могут наступить страшные последствия, например, голод. Поэтому,  главное, чего он будет добиваться – объединять людей в крепкий кулак и занять их созидательной работой. И конечно, обеспечить строжайший контроль над общественной собственностью. Только так можно организовать достойную помощь фронту и выжить самим.

... В селе еще не было мельницы, люди мололи пшеницу  в соседних селах. Они носили ее туда в мешках на спине, редко кто мог позволить себе лошадь. Ведь большинство сельчан, после недавней кампании коллективизации находились в бедственном состоянии.
Как-то утром, возвращаясь от фермы в село, Ярали увидел спускающихся из села женщину, ведущую за узды лошадь, и ребенка. Он сразу опознал колхозную лошадь. От шедшего снизу мальчика  Ярали узнал, что это его жена и дочь  везут на лошади пшеницу в соседнее село на мельницу. Этого он никак не ожидал! Он быстро догнал их, снял груз с лошади и со словами: «Вы для меня ничуть не дороже остальных сельчан, будете носить свою пшеницу на мельницу как все! »-, забрал лошадь с собой обратно в село. На ближайшем собрании, по предложению председателя, правление колхоза объявило выговор бригадиру,позволившему колхозную лошадь использовать в личных целях.
Сельчане вспоминают еще одну историю, связанную с председателем. Рассказывают, что, как-то,  в отсутствие Ярали в селе, правление колхоза выделило его семье  дойную корову. Вернувшись, Ярали сразу  отвел эту корову во двор к вдове сельчанина,  погибшего на фронте, оставшейся с тремя малолетними детьми.
После таких историй сельчане все больше убеждались, что не существует ничего такого, что сможет помешать твердому намерению председателя - достойно  провести сельчан сквозь трудности военного времени.
Вот подтверждение государством достижений колхоза в годы войны:
«Ярким примером роста общественного богатства колхозов служит сельхозартель им. К.Маркса высокогорного аула Джаба Ахтынского района. За годы войны колхозники этой артели, успешно выполняя все планы государственных поставок и сдав огромное количество скота и животноводческой продукции сверх плана в фонд Красной Армии, добились роста поголовья всех видов скота.
Крупного рогатого скота к концу войны в колхозе стало на 150 голов больше (по отношению к 1940 году почти 50% роста), количество овец и коз увеличилось в 2,3 раза. При общем значительном сокращении конского поголовья по республике в целом, в колхозе им. К. Маркса поголовье лошадей выросло на 5%.
За счет прикутанных посевов посевная площадь под зерновыми культурами возросла за эти же годы на 68%, а валовый сбор зерна на 40%. Все это позволило колхозу в годы войны осуществить большое капитальное строительство. Здесь были построены мельница, электростанция, помещение для крупного рогатого скота на 75 голов, сделана хорошая грунтовая дорога, организован обжиг извести, вместе с тем улучшились и условия жизни колхозников.» ( Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945гг. авторы: Г.Ш.Каймаразов, И.К.Керимов, Г.С.Койстинен, А.Г. Мелешко., под ред. Г.Д. Даниялова, Махачкала,1963,стр.229
Ведь это все достигнуто джабинцами, по большей мере, благодаря организаторскому таланту Ярали буба!
В своих воспоминаниях первый секретарь Ахтынского райкома партии Садыков Абдулмуталиб наряду со сказанным выше отметил, что председатель колхоза в годы войны получил орден Трудового Красного знамени, а колхоз им. К.Маркса не раз удостаивался переходящего Красного знамени Совнаркома ДАССР и обкома партии и заносился на республиканскую Доску Почета. (Дагестан в годы Великой Отечественной войны. Воспоминания участников событий, Махачкала, 1962 г., стр. 35.)
Как видим, страна высоко оценила достижения колхоза, которым руководил Ярали буба, достойную оценку дала и труду самого председателя.
Но мне всегда было интересно, почему имя такого человека в самом селе вспоминали не так часто. То, что его наградили орденом Трудового Красного знамени, я также узнал недавно, из приведенных выше воспоминаний секретаря Ахтынского райкома. Имя председателя вспоминали в связи с отмеченными выше случаями. Но с годами становится понятным, что это объяснялось как скромностью характера этого человека, так и свежестью ран, нанесенных войной людям. Может кто-то, по недопониманию, жесткость Ярали буба в военный период, принимал за жестокость? Но ведь, если в тяжелейшие годы войны, председатель оказался бы не жестким, смог бы он решить стоящие перед народом проблемы? Добился бы он этих успехов? Ведь, благодаря такому жесткому правлению, удалось не потерять ни одного человека от голода, когда в других селениях такие случаи были.
Ярали буба, которого  знал  я (1960-1970 гг.), был очень спокойным пожилым человеком. Впоследствии он какое-то время проживал в Ахтах. Его ахтынские соседи тоже очень тепло о нем отзываются. Его дети и внуки, где бы они не работали, показали и показывают себя воспитанными, достойными, трудолюбивыми людьми. Одна из дочерей Ярали буба добилась больших успехов в труде,была знатным виноградарем, заслужила высокие государственные награды, была депутатом Верховного Совета СССР.
Думаю, нами до сих пор по достоинству не оценен героический труд наших сельчан в период ВОВ под руководством Ярали буба. Есть опасность, что такое отношение может отдалить наше молодое поколение в сторону от славных страниц нашей истории, превратить их в манкуртов.
Как говорили наши деды, большое видится на расстоянии, настоящая оценка большого дела приходит со временем. Я думаю, такой день наступил, нам надо собраться и на сельском годекане поставить памятник Ярали буба. Он бы символизировал героизм джабинцев, проявленный ими в годы Великой Отечественной войны в тылу у нас в селе. Что вы думаете по этому поводу, уважаемые  сельчане?