Лезгинский алфавит, лезгинский язык и лезгинская грамматика.

Предлагаю идею: Открыть интернет - курсы лезгинского языка для регистрированных на этом сайте. Прошу подавать предложения касательно этой идеи.

О направлениях и технологии работы благотворительной - общественной организации

Уважаемые друзья!
          Предложите, пожалуйста, какими направлениями деятельности, на ваш взгляд, необходимо нам заниматься в рамках благотворительной - общественной организации "Джаба  - Чепер". Свои предложения можете подавать в любой доступной вам форме. Но они должны иметь отношение к нашему селу и сельчанам.
Есть еще один вопрос, также очень важный: Какова должна быть технология работы организации "Джаба  - Чепер"?
Например, ответ на этот вопрос участникам первого учредительного собрания видится в следующем:
1.Объединить всех джабинцев с помощью организации «Джаба – Чепер» , т.е. добиться регистрации на этом сайте людей со всего мира, имеющих отношение к нашему селению всеми возможными путями (информируя друг друга посредством СМС, телефонных звонков, электронных писем и т.д.).
2. Считать, что основной орган управления – Общее Собрание джабинцев или их представителей, которое будет проводить свои заседания…раз в году.
3. Организация «Джаба – Чепер» должна иметь свой Устав, Правление (7 или 9 человек) – выборный орган, выполняющий оперативное управление между заседаниями Общего Собрания. Также необходимо будет выбирать ревизионную комиссию для контроля расходов.
И так далее...
Что вы думаете по этому поводу?

Уважаемые сельчане!

Уважаемые сельчане!
У меня к вам большая просьба:
- передать всем вашим знакомым - выходцам из селения Джаба  информацию о  нашем сайте и наш электронный адрес: djaba.ru (например, СМС -кой)
- тем, у кого есть компьютер и доступ в интернет,  просьба  регистрироваться на сайте и проявить активность!
- тем, у кого есть доступ к интернету, но не хватает знаний, - не стесняться, а проявить настойчивость и научиться  с ним работать,
- каждому из тех, у кого есть знания, - не проявлять высокомерие, а научить,  хотя бы двух джабинцев, работе с компьютером и интернетом
И тогда, заходя на этот сайт, мы получим атмосферу сельского годекана, на котором собрались джабинцы со всех концов страны и мира!
Мира и добра вам всем! С уважением Мариф Кадимов.

Праздник цветов

Одним из самых ярких событий истории нашего прекрасного села был Праздник Цветов или как еще называют Цукьер Сувар  который проводился ежегодно, сьежались гости со всех уголков РФ с соседних Республик и Районов. Я хочу обратиться к нашим уважаемым аксакалам почему б нам всем Джабинцам не востановить это замечательный праздник и праздновать ежегодно......

Тема сообщения

Джаба (село)
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2009; проверки требуют 53 правки.


У этого термина существуют и другие значения, см. Джаба.
Село
Джаба
лезг. Чепер
СтранаРоссия
Субъект федерацииДагестан
Муниципальный районАхтынский
Сельское поселениеСело Джаба
Координаты41°27′53″ с. ш.47°44′24″ в. д. (G) (O) (Я)
ГлаваРизаев Али
Село с1839
Высота центра1450 м
Население▲ 697[1] человек (2012)
Национальный составлезгины
Конфессиональный составмусульмане-сунниты
Этнохоронимджаби́нец, джаби́нка, джаби́нцы
Часовой поясUTC+4
Телефонный код+7 87236
Почтовый индекс368736
Автомобильный код05
Код ОКАТО82 206 000 003






























Джаба́ (лезг. Чепер) — высокогорное село в Ахтынском районе Дагестана. Является единственным населённым пунктом, входящим в сельское поселение «Село Джаба».
Содержание  [убрать]
[править]География
Джаба находится в северо-восточной части Ахтынского района, в 14 километрах к востоку от районного центраАхты. Располагается у основания горы Цорцин (2257 м) на отроге Шалбуздагского хребта на высоте 1450 м над уровнем моря, к востоку от урочища Касан и к западу от урочища Ерартыр. От села до республиканской межрайонной трассы «Магарамкент-Ахты-Рутул» 9 км расстояния по горному серпантину.
Село исторически делится на кварталы: Агъа магьле, Къаргъа магьле, Салус магьле, Жалар магьле.[2]
Пашни: Касан, Семедан гуьне, Вергьер, Кьекьей, Маргъуц, Зартан, Сувун мезре, ЦIвакI, Твар авай никIер, Сирар, Рези, Айнаяр, Шран, Хъукьур, Сийидан руфар, Гъенер ачI.[2]
Сенокосы и пастбища: Тулар, ЧуьчIвей, Таргъам, ШитIа харапIар, Царцун, КьвечIел, ВацIаркам, Гъурун кикер, ЧIулав къванер, СартIабар, Гьэмар, Шивер ятах, Свасар къугъвай тIулар, Хъипер, УьчIвер, ЧIулав булахар, Хензер, Сияб, Ялгъуз яйлах.[2]
Родники: Яргъа булах, Вини булах, Маяр булах, Чубухандин булах, Имигардин купул яд, Маза булах, Царцун булах, Манафан булах, Хириз булах, Рамагбандин булах, Купул яд.[2]
[править]Население
Национальный состав целиком сложен лезгинами. Верующие исповедуют ислам суннитского толка. По данным на 1 января 2012 года в селе проживало 697 человек.[1]

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в селе насчитывалось 706 жителей[3]. Перепись 2002 года насчитала в селе 513 человек[4]. По данным Администрации Ахтынского района, население села составляет лишь 25% от всех его выходцев.[2]
Население Джабы исторически делится на родовые патронимы - тухумы (лезг. сихил): Къараханар, КIисрияр, Гъабгъанар, Будахар, Жалалар, Ширван Къулияр.[2]
[править]Инфраструктура
В селении есть джума-мечеть XIX века, школа, клуб, библиотека, фельдшерский пункт, совхоз (35 голов крупного рогатого скота и 1200 голов мелкого рогатого скота).[2]
[править]История
По одной из версий, Джаба является родовым селом выдающегося лезгинского государственного и военного деятеля, Хаджи-Давуда Мюшкюрского.
С начала XVI века по 1839 год Джаба является столицей Докузпаринского вольного общества. В 1839 году Джаба присоединяется к Российской империи, в составе которой включается в Самурский округ Дагестанской области. Образовало отдельное Джабинское сельское общество Докузпаринского наибства.[5] В 1886 году в селе проживало 1804 человека.[5] В 1920 году в Джабе основана общеобразовательная школа. В 1929 году Джаба входит в состав новообразованного Ахтынского района. В 1936 году в селе был организован колхоз, в 1961 году в нём имелось 358 голов крупного рогатого скота, 8000 голов мелкого рогатого скота.


Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
[править]Известные уроженцы
  • Искендер Казиев — известный лезгинский писатель.
  • Ризаев Межмедин Челебович – овцевод, кавалер 2 орденов (Ленина и «Знак почёта»), депутат 9 созыва Верховного Совета СССР, делегат XXII Съезда КПСС, на протяжении 9 лет член Дагобкома.
  • Велибеков Дарвин Гаджибекович – известный художник. Его произведения хранятся во многих частных коллекциях.
  • Курбаналиева Роза Яралиевна – депутат Верховного Совета СССР.
[править]Примечания
  1. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Джаба | Сайт Администрации Ахтынского района
  3. 5. Численность населения России, федеральных округо

Дары природы

Добавить на сайт статью, где бы описывались все съедобные растения которые есть у нас в селении, типа "гров кьачIар", "пфер", "кюлюх кьачIар", "кырлынцIар" и т.д.

О нашем селе Джаба пишут...

     Славная история селения Джаба, его великолепные люди, прекрасные пейзажи восхищают не только джабинцев. С любовью и уважением об этой местности вспоминают все, кто хоть раз побывал здесь.
     Заслуженный энергетик России, долгие годы возглавлявший махачкалинскую ТЭЦ, человек имеющий большой авторитет в республике, Эседула Ахмедов прожил в Джаба несколько лет. Эти годы оставили неизгладимый след в его памяти. Он с гордостью называет себя выходцем из этого села, хотя исторические корни связывают его с ахтынцами. Он пишет в своей книге «Теплоэнергоцентраль: моя жизнь и судьба» о джабинцах.
ИСКУССТВО ЖИТЬ С НАРОДОМ
Совершенно другой опыт я приобрел в селении Джаба, куда отец был направлен в числе тридцатитысячников, чтобы реанимировать отсталый колхоз имени Карла Маркса. Через всю жизнь я пронес теплое отношение к народу этого маленького лезгинского села, расположенного высоко в горах посреди альпийских лугов. Люди, живущие в нем, настолько уникальны, верны памяти предков и преданны традициям старины, что заслуживают пристального внимания специалистов к феномену джабинцев.
Я приехал в это село уверенным в себе мальчиком, прекрасно знающим все, что необходимо пацану моего возраста. Но оказалось, что мой опыт драчуна и хулигана из дербентского магала здесь никому не нужен. У моих сельских сверстников были совершенно другие представления о том, что должен знать и уметь каждый мальчик. В местный джентльменский набор входили умения ездить верхом, пасти овец и коров, косить траву, ловить силками куропаток. И еще многое другое, о чем я не имел ни малейшего представления.
Кроме того, здесь совсем не было мальчишеских компаний, к которым я привык в городе, – все мои сверстники помогали родителям и целыми днями работали. Очень скоро я почувствовал себя изгоем – мало того, что я ничего не знал и не умел, так еще и был сыном седры (этим тюркским словом называли в селе председателя колхоза). Единственное, что радовало меня, – мой резко повысившийся статус ученика: мои городские тройки и четверки в Джаба моментально обернулись твердыми пятерками, и я сразу же стал отличником.
Первое испытание ждало меня через пару недель после приезда в селение. Одноклассники с невинными лицами неожиданно поинтересовались у меня, не хочу ли я прокатиться на лошади.
Чутье сразу же подсказало мне, что ничего хорошего поездка мне не сулит. Но это же чутье предупредило меня и о том, что отказаться я не имею права, поскольку рискую на долгие месяцы остаться чужаком. Поэтому я презрительно сплюнул сквозь зубы (дербентский шик) и небрежно сказал: «Ведите сюда вашу клячу, так и быть – прокачусь».
Ясное дело, что привели мне норовистого скакуна, нервно перебирающего тонкими сильными ногами. Седла на нем не было, только уздечка. Пацаны помогли мне вскарабкаться на спину коня и хлестнули его прутом. Конь, словно подброшенный взрывом, бросился вперед, и началась бешеная скачка. Не помню, сколько времени она длилась. Знаю только, что к тому времени, когда я смог усмирить коня и научился управлять им, на копчике у меня образовалась кровоточащая рана, которая впоследствии несколько месяцев отравляла мне жизнь. Тем не менее,  первый экзамен, по общему мнению, я сдал успешно, и отношение мальчишек ко мне начало меняться. Кстати, впоследствии я очень полюбил ездить верхом и, бывало, часами гарцевал по окрестностям
селения.
В молодости все науки даются легко. К моменту моего отъезда из Джаба я знал и умел все, что знали и умели мои сверстники. Я научился косить, пасти скот, резать овец и снимать с них шкуры. В совершенстве освоил процесс изготовления ловушек для ловли куропаток, которые я устанавливал на их
тропах. Я ловил в капканы лисиц, пробовал ловить волков (тут я, признаюсь, не преуспел), изучил (правда, чисто теоретически) процесс производства овечьего сыра и многое другое, необходимое сельскому мальчику. Суровый горный климат закалил меня, тяжелая работа сделала сильным и ловким. Но самым главным уроком, усвоенным мной в Джаба, стало осознание себя частью своего народа, носителем славных традиций предков.
     СТАРИЧОК С ГОДЕКАНА
Центром жизни в Джаба, как и в других селах Дагестана, был годекан, на котором собирались все взрослые мужчины. Детей сюда не допускали, исключение было сделано лишь для меня, как сына седры. Затаив дыхание, слушал я рассказы о наших обычаях и традициях, о славном прошлом своего народа, и сердце мое наполнялось гордостью. Я понял там, на годекане, что в мире существуют две истории – мертвая и сухая школьных учебников и живая, хранящаяся в памяти народа. Практически каждый взрослый житель селения знал свою родословную и рассказывал истории, случившиеся с его предками, так, будто они происходили буквально вчера. Я жадно внимал им, стараясь запомнить каждое слово.
Сам я по большей части молчал. Когда же взрослые обращались ко мне, отвечал коротко, взвешивая каждое слово. Почему -то это неизменно вызывало дружный смех собравшихся. Когда я, обидевшись, поинтересовался, почему они смеются, мне ответили, что я, мальчишка, веду себя, словно древний старичок, привыкший думать над каждым сказанным словом. Так это прозвище приклеилось ко мне на весь период моей жизни в селении Джаба.
     В четвертом классе
Сегодня в моем рабочем кабинете на полках стоят книги, рассказывающие об истории лезгин, аварцев, кумыков, даргинцев. Из этих мозаичных кусочков я мысленно складываю историю родного края, живую историю легенд и преданий, которая мне намного интереснее сухой истории официальных учебников. Я будто снова мальчишкой сижу на годекане, вслушиваясь в разговоры взрослых. А перед глазами мелькают тени далекого прошлого…
Кстати, один из моих любимых рассказчиков на годекане дядя Шюкюр впервые в жизни напоил меня водкой. В Джаба и по сей день действует обычай, согласно которому взрослого, приглашенного на свадьбу, может и должен во время его отсутствия заменить кто-то из сыновей. Возраст сына при этом значения не имеет. Как-то отец уехал в командировку, брата дома тоже не было, и старшим мужчиной в семье на тот период оказался я. И поэтому
мне пришлось идти на свадьбу одного из сельчан. Было мне в то
время лет 12–13.
Как сына седры, меня усадили на почетное место. Рядом со мной оказался дядя Шюкюр. В какой-то момент протягивает он мне 100 -граммовый стаканчик водки и говорит:
– У такого сильного отца не может быть слабого сына. Выпей, Эседула, покажи нам свою силу!
Какой мальчишка устоит после таких слов! Взял я из его рук стаканчик и одним махом опрокинул. Смотрю, Шюкюр протягивает мне второй. Хлопнул и его. Через некоторое время чувствую, что со мной что-то не так. Все плывет перед глазами, руки и ноги не слушаются. Вышел я из-за стола и тихонько поплелся домой. Прихожу и говорю матери:
– Что-то мне плохо на этой свадьбе стало.
– Тебя, случайно, там водку пить не заставили? – сразу же
спросила она.
– Две рюмки выпил, – гордо ответил я, с трудом ворочая непослушным языком. Мать сразу же начала отпаивать меня простоквашей, и вскоре мне полегчало.
Урок этот я запомнил надолго, и, когда на очередной свадьбе, где мне пришлось снова замещать отца, мне протянули стаканчик водки, я твердо сказал:
– Меня один раз проверили, и я испытание выдержал. Я сильный, но пить не буду, мне не понравилось.
После этих слов от меня отстали и больше напоить не пытались.  

С праздником 8 марта!

671f79dcb527e5bc2bbf3180deeecb33.jpgДорогие женщины!
Поздравляем Вас с международным женским днем!
Желаем Вам счастья,здоровья, душевной красоты и, чтобы Вас
всегда окружали любовь и радость!
С искренними поздравлениями Администрация сайта.

Тема сообщения

живой интерфейс))) мне нравиться!!!

Тема сообщения

Предлагаю создать вариант сайта на родном языке.